|
РСВА54.РФ • Публикации • Призвание – летать и защищать. Автор: Наталия Захарова«Призвание – летать и защищать», — майор запаса Андрей Подлужный из Бердска рассказал об особой роли боевых вертолетов в Афганистане и своей любви к небу. Автор: Наталия ЗахароваБердские Новости от 23.02.22г. Подлужный Андрей Александрович «Ради того, чтобы летать – я был готов на все!» — говорит майор запаса Андрей Подлужный, боевой летчик, кавалер двух орденов Красной Звезды. Поэтому он старался выполнить любую боевую задачу и выдержать все трудности военной службы, где бы ни находился: в раскаленных горах Афганистана или голых степях Забайкалья, в Германии, Прибалтике или пограничном Сахалине. Лишь бы заниматься любимым делом и при этом служить Родине. Накануне Дня защитника Отечества Андрей Александрович рассказал о том, как нашел свое призвание и следовал ему всю жизнь, а также об особой роли боевых вертолетов в Афганистане и ценном опыте, полученном на этой войне. В небе ты дома!В авиацию Андрей Подлужный пришел по зову души, так как с девятого класса грезил о небе. После окончания школы он пришел в военкомат со словами: «Где тут в авиацию берут?». В итоге был зачислен в Новосибирский авиационный учебный центр, где прошел теоретическое обучение, на бердском аэродроме отлетал программу на Ми-1. На учебных сборах в Бузулуке освоил Ми-4. А потом закончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. — Я обожаю свою специальность, летную работу. Это было главным аргументом при определении профессионального пути. Потому что небо, высота очень сильно затягивают и уже никуда не отпускают. Забайкалье: суровые места и офицерская дружбаВоенных часто спрашивают: почему они выбрали эту профессию? Ведь она требует от человека максимального вложения интеллектуальных и физических сил, полной самоотдачи, часто сопряжена с серьезной опасностью? — А для меня летать никогда не представляло особых трудностей! – говорит по этому поводу Андрей Александрович. – Конечно, путь летчика-офицера — это не только полеты и красивая форма, но еще и дальние гарнизоны, боевые дежурства, бытовые трудности. И все эти испытания мне помогла выдержать моя супруга Ольга, которая вместе со мной перенесла все сложности гарнизонной службы. …На первое место службы – станция Безречная Забайкальского военного округа – Андрей Подлужный прибыл уже с женой, там родилась дочь Анна. Между собой в шутку военные этот округ называли «забудь вернуться обратно». В голой степи стояли пехотная дивизия и вертолетная эскадрилья. Уже в октябре морозы стояли такие, что вода перемерзала во всех трубах. Воду брали с водовозки и зачастую водоснабжение отогревали керосиновой лампой. — Но мы были молодые, рядом были любимые. Жили в гарнизоне очень дружно. Пока офицеры несли боевые дежурства, жены помогали друг другу: одни дома с детьми сидели, другие в очереди в магазине стояли. Весело отмечали праздники. Помню, однажды из командировки привез пятилитровую банку селедки. Мы пригласили друзей, собрались при свечах, потому что электричества часто не было. Селедочка, черный хлеб, кое-что покрепче — и так душевно посидели! Вроде бы мелочи, а воспоминания самые светлые. Лейтенант Андрей Подлужный попал сразу на боевой вертолет Ми-24, и им поручали задачи выполнять соответствующие. Например, летчику довелось бомбить реку Онон: во время ледоходов взрывать лед, чтобы освободить ее течение. А в остальное время – учились летать, учились воевать. Чтобы могли в любой момент встать на защиту Родины. Войну потрогали рукамиПосле Забайкалья капитан Подлужный попал в группу советских войск Германии. Из ГДР в составе эскадрильи был переведен в Дальневосточный военный округ, город Спасск-Дальний, для дальнейшей отправки в Афганистан. — Помню свое первое впечатление от Афганистана. Рампа самолета открывается, мы выходим по трапу – и в легкие врывается горячий воздух, словно мы заходим в баню. В ДРА жарко так, что мы старались не прикасаться к металлическим частям вертолета, чтобы не получить ожог. С каким чувством мы ступили на афганскую землю? Страха как такового не было. Мы же еще войну своими руками не трогали. Было здоровое любопытство профессионального военного: пройти проверку на прочность, применить полученные знания и навыки и по возможности отточить свое мастерство. Майор Андрей Подлужный в ДРА находился с октября 1987 по сентябрь 1988-го, был командиром экипажа. Эскадрилья стояла на аэродроме Кабула Службу проходил в 50-м отдельном смешанном авиационном полку, который базировался на аэродроме Кабула. В состав полка входили 2 эскадрильи самолетов (АН-26,12), эскадрилья Ми-24 и эскадрилья Ми-8. Это была интенсивная, изнурительная боевая служба: работали практически без выходных. Не летали, только если была нелетная погода. Бывало, что летчики за день совершали по 6-7 вылетов. Основной задачей вертолетов Ми-24 было прикрытие самолетов и вертолетов на взлете и посадке. Что они и делали. Проявляя при этом высокий профессионализм, филигранное мастерство и зачастую самопожертвование. Приняли ракету на себяВо-первых, «крокодилы» прикрывали самолеты, которые прилетали в Кабул из союза. Самолет всегда выходил на аэродром на большой высоте, потом резко снижался, делал глубокий крен, перед самой землей выворачивал и садился… Вертолеты все это время кружили под ним в зоне охранения. И должны были сделать все, чтобы с ИЛ-76 ничего не случилось. Любой ценой. — И буквально через месяц после того, как мы начали работать в Афганистане, был сбит наш вертолет, экипаж которого подставил свой борт под ракету, выпущенную духами вслед взлетающему самолету. Это была первая потеря эскадрильи. Командир экипажа Алексей Аксенов и летчик-оператор Иван Кравченко пожертвовали собой ради спасения тех, кто находился в ИЛ-76. В этом и заключалась задача «прикрытие». Также задачи Ми-24 были связаны с прикрытием Ми-8, которые доставляли продовольствие и воду на блокпосты, вывозили раненых, высаживали десант в горах, сопровождали колонны или досматривали караваны. И боевые вертолеты, как небесные браться, барражировали над ними, следили, чтобы им ничего не угрожало и обошлось без потерь. Самого Андрея Александровича на войне судьба хранила, хоть он побывал в серьезных переделках. А вот его друг, командир их пары вертолетов Валерий Подпалов во время прикрытия Ми-8 был сбит. И только благодаря правильным действиям и мгновенной реакции боевых товарищей, в том числе Андрея Подлужного, экипаж остался жив. — Нас подняли прикрывать Ми-8 для забора раненых в районе Гардеза. Впереди полетела пара Ми-24 под руководством замполита, потом два Ми-8, и наша пара замыкающей. Основная группа перелетела через гору и ушла в долину. Из-за слабой мощности вертолета нашей паре пришлось искать другой путь. В это время слышим доклад пары Ми-8: «Нас обстреливают». Духи начали обстреливать их, не предполагая, что за ними следует еще одна, наша пара Ми-24. Ведущий Валерий Подпалов сразу вступает в атаку и открывает огонь. И тут, на выходе из атаки, его вертолет настигает огонь моджахедов. И его машина на моих глазах начинает падать. А у меня в голове лишь одна мысль: «Только бы не черный дым, потому что это означает, что машина горит и сто процентов никто не выживет». Вертолет падает и накрывается серой пылью – значит, есть надежда. Не задумываясь, выпускаю ракету в район, откуда велась стрельба. Докладываю в эфир, что ведущий сбит. Делаю первый заход, второй по огневым точкам противника. Ми-8 нам передает: «Обработайте площадку, я подсяду, их заберу!». В итоге я по кишлаку отработал весь боекомплект. На одном из виражей увидел, как командир Валера Подпалов и оператор Юрий Ковтун идут к подсевшему к ним вертолету Ми-8. Живые! Ми-8 забрал ребят, и мы ушли из района, выполнив задачу и не потеряв людей. «Ребята, пригнитесь! Открываем огонь!»Задействовали вертолетную эскадрилью и в «Магистрали» — крупномасштабной боевой операции по освобождению провинции Хост. Там находился укрепрайон моджахедов, откуда оружие поступало в центр страны, и долго не могли это логово боевиков уничтожить. Операцию советская группировка провела очень грамотно. Сначала сбросили ложный десант (манекены). Душманы открыли по ним огонь, наши их огневые точки засекли. И авиация начала по ним работать. Туда пустили колонны, и вертолетчики их прикрывали… — Допустим, колонна идет, требуется поддержка с воздуха. Прилетаем, наводчик с земли передает: «У нас проблемы!». Мы уточняем: «Обозначь себя». Он ракетницу запускает. «А духи?». «В пятидесяти метрах впереди». Я говорю: «Ребята, пригнитесь!». И мы открываем огонь. В Афганистане вертолетчики, которые на Ми-24 стояли на прикрытии, были в особом почете В чем истоки мужестваА еще вертолетчикам довелось поучаствовать в съемках итальянского документального фильма «Прощай, Кабул!», снятого ко Дню независимости Афганистана итальянскими кинематографистами при содействии агентства печати «Новости». «Мы отказывались, как могли, но нам приказали, — вспоминает Андрей Подлужный. — Пришлось изобразить сцену постановки задач в командном пункте, потом мы побежали к боевым машинам». Этот фильм без труда можно найти в интернете. Итальянский режиссер Сильвио Монкальво показал войну в Афганистане изнутри: проехал в колонне, поговорил с саперами, танкистами и летчиками. Взял интервью у замполита эскадрильи Юрия Гераськина (командира Подлужного), завершив его вопросом: «А, правда, что таких пилотов, как ты, называют смертниками? Потому что, когда вы поднимаетесь на защиту аэропорта, рискуете жизнью». «Все, кто здесь воюет, рискует своей жизнью», — отвечал замполит. Андрей Подлужный согласен с этим мнением: в Афганистане вертолет только взлетел — и он уже на войне, под прицелом врага. И никто не знает, откуда ждать ракеты. Но военнослужащие, конечно, об опасности предпочитали не думать – иначе с ума сойдешь. И на самом деле, самым тяжелым на войне были даже не боевые столкновения, а когда не было работы. И ты начинаешь скучать по дому. Андрей Александрович за прошедший год жене и родителям писал письма через каждый день. Ни разу не пропустил! — Афган нас многому научил: это была не только школа мужества, но и настоящего профессионализма. Там приходилось делать такие маневры, которые не преподают в гражданской жизни. В реальных условиях мы узнали, как выходить из тупикового ущелья, или не попасть в подхват, когда управление заклинивает и вертолет заваливается. Афганистан живет в моей душе: там все было на виду, ты доверял своим товарищам, как себе, и в каждом человеке проявлялись самые лучшие и самые худшие качества. Вернулся в Бердск, где начинал летатьПосле Афганистана майор Андрей Подлужный прослужил 2 года на Дальнем Востоке. Потом его заменили в Прибалтику. В 1991 году во время путча в Москве советских вертолетчиков поднимали по тревоге: они прикрывали в Риге Ми-8, которые контролировали телецентр, возили ОМОН, следили, чтобы не произошло переворота. Последнее место дислокации Подлужного — Сахалин. После завершения службы в вооруженных силах Андрей Александрович вернулся в Бердск, где он впервые поднялся в небо. В Бердске живут старшая дочь Анна с семьей, в Новосибирске – младшая Мария. Боевой офицер счастлив, что его жизнь сложилась именно так, и не приемлет сослагательного наклонения: «У меня замечательная семья, прекрасная жена, самые лучшие дети, внучка Ульяна, внуки Егор и Данил. Я доволен тем, какого профессионального уровня достиг. И если бы все начать сначала, ничего бы не стал менять». В семье Подлужных главу семьи — офицера российской армии, летчика, очень уважают. Внук Егор всегда рядом с дедушкой на День защитника Отечества или День Победы. А внучка Ульяна, закончив 4 класс, сама захотела поступать в Сибирский Кадетский корпус: в учреждении есть единственная группа для девочек. И когда она написала сочинение об Андрее Подлужном, рассказала о его наградах, все восхищались: какой у тебя героический дедушка! Андрей Александрович активно влился в ветеранское движение бердского офицерского корпуса. Каждый февраль вместе с другими лекторами проводит в школах уроки мужества. И дети всегда задают военным самые важные вопросы: «Что самое страшное на войне? В чем истоки героизма?». — И я всегда отвечаю, что мужество можно проявить в разных ситуациях. Разбил окно в пятом классе, признался; заступился за девочку или слабого; отслужил армию достойно – это тоже признак мужества и характера. Но, несомненно одно: мужество и героизм можно воспитать на примерах других. Например, вы знаете, сколько за годы Великой Отечественной войны было совершено таких подвигов, какой совершил Александр Матросов, прикрыв собой амбразуру врага? Более 400 человек! А сколько таких же летчиков, которые, как Маресьев, оставшись без ног, летали и воевали? Десятки повторили их подвиги. «Акцент»И когда офицер видит, что не все дети слышали имена патриотов России, на которых выросло его поколение, то старается сделать все, чтобы восполнить пробелы в знаниях детей. Рассказать о войне в Афганистане, где советские военнослужащие с честью выполнили свой интернациональный долг. И защитить историю России от информационных атак нашего времени, как когда-то на войне защищал своих боевых товарищей.
Партнеры сайта RSVA54.ru:
ПОДДЕРЖИ ПРОЕКТ
РСВА54.РФ расскажи друзьям через кнопки ПОДЕЛИТЬСЯ... |
| |||
|