Из истории Автомобильных войскДата 29 мая возникла в далеком 1910 году, когда в Санкт-Петербурге создалась первая автомобильная рота. Эта была учебная часть, в задачи которой входило обучение и подготовка частей для русской армии. Рота с честью справилась с заданием и стала прообразом для создания автомобильной службы в будущем. Автомобильные войска — специальные войска, состоящие из авточастей и подразделений, организационно входящих в состав соединений, объединений и тыла вооружённых сил. Предназначены для доставки материальных средств, перевозки л/с, эвакуации раненых, больных, имущества.
Из истории участия в афганской войнеПодвоз материальных средств в 40-й армии осуществлялся 59-й отдельной армейской бригадой материального обеспечения (оабрмо). Каждый батальон 3-4-ротного состава. Кроме того, в состав абрмо в 1981 г. входило 2 приданных автобатальона и 2 батальона осуществляющие подвоз материальных средств на территории Афганистана, которые дислоцировались в Термезе и Кушке. Армейская авиация имела свой отдельные батальон материального обеспечения (обмо), строительные части — 2 автобатальона. Каждая дивизия в своём составе имела обмо с количеством машин до 350 единиц и общей грузоподъемностью 2000т, в полковом звене — рота материального обеспечения (рмо). С 1981 г. для подвоза материальных средств было задействовано 2568 единиц автомобилей и 1025 единиц прицепов окружного, армейского и войскового автотранспорта общей грузоподъемностью 16795т. Наиболее пригодными в тяжёлых климатических и дорожных условиях Афганистана оказались автомобили и гусеничные транспортеры-тягачи с дизельным двигателем. Автомобили с размещением кабины за двигателем обеспечивали лучшую защиту экипажей при подрывах на минах. Разработанная для авто типа КамАЗ и УрАЛ, локальная бронезащита позволила повысить безопасность при обстреле из стрелкового оружия калибра 7,62 мм и попадания осколков мин и снарядов.
Подвоз материальных средств с территории СССР осуществлялся по 2 направлениям: Кушка-Герат-Шинданд и Термез-Кабул. Всего в армейском звене подвоза участвовало до 3,5 тыс. единиц автотехники и в войсковом — 2,5 тыс. единиц. Из-за отсутствия железных дорог, слабой сети аэродромов автотранспортом осуществлялось 95% перевозок материальных средств.
Проводка автоколонн с военными, народно-хозяйственными грузами и продовольствием — специфический способ боевых действий 40-й армии. Проводка автоколонн по дорогам, где не было постоянных сторожевых застав, нередко принимала масштабы армейской операции. Планировалась штабом армии на основе армейского графика подачи материальных средств и заявок афганской стороны на перевозки грузов для войск и населения. Для охранения колонны привлекалось не менее одного БТР (БМП) на каждые 10 машин, независимо от того, блокировался маршрут или нет. Подготовка транспортных и боевых подразделений велась по тому же графику, который устанавливался для подготовки к боевым операциям. Для обеспечения проводки автоколонн применялись различные тактические приемы: блокирование дорог, выставление временных сторожевых застав на особенно опасных участках или по всей дороге — перемещения перекатами вперед боевых подразделений в ночное время; инженерная разведка и разминирование дороги; предварительное проведение боевых действий в районах, примыкающих к дороге; прикрытие колонн авиацией; нанесение упреждающих авиа- и артиллерийских ударов по господствующим высотам и т.д.